МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ОЧНО-ЗАОЧНОЕ, ЭКСТЕРНАТУРА
ЕДИНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА: 8 800 101 25 89
(звонок по России бесплатный)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ЛИЦЕНЗИЯ
Центр имеет Государственную образовательную лицензию
о психологическом образовании и учебном центре
ОБУЧЕНИЕ
второе дополнительное образование
ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ:
1. практический психолог
2. психолог-психотерапевт
3. психолог-менеджер
регистрация в ФИС ФРДО
дает право на осуществление профессиональной деятельности
1. дистанционное
2. заочное обучение
3. интенсивное обучение
ДИПЛОМНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Для прохождения дипломной аттестации Ваше личное присутствие в нашем Учебном Центре не обязательно. Аттестация может проходить в заранее согласованный с Вами день и час.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР
ФАКУЛЬТЕТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
Дипломы проходят обязательную официальную регистрацию в ФИС ФРДО.
ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННО
Диплом даёт право на профессиональную деятельность в области психологии.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
ПРИКАЗ
от 18 декабря 2002 г. № 4452
С целью оказания методической помощи учреждениям высшего, среднего и дополнительного
профессионального образования в использовании при организации образовательного
процесса современных информационных технологий
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику применения дистанционных образовательных технологий
(дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и
дополнительного профессионального образования Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра
Л.С. Гребнева.
Министр В.М. Филиппов
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минобразования России
от l8.I2.2002 № 4452
МЕТОДИКА
применения дистанционных образовательных технологии (дистанционного обучения)
в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального
образования Российской Федерации
1. Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных
технологии, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное
взаимодействие o обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места
их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных
информационных технологии, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.
Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология,
интернет-технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание
основных видов технологий.
2. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно
по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных
и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего
профессионального образования (далее - образовательные программы) соответственно
в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального
образования (далее - образова-тельные учреждения).
3. Образовательный процесс с использованием дистанционного обучения может осуществляться
образовательным учреждением по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам
получения образования, в форме экстерната или при сочетании указанных форм.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном
учреждении повышения квалификации проводятся с отрывом от работы, без отрыва
от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.*
Образовательное учреждение может осуществлять учебный процесс как самостоятельно,
так и через сеть своих обособленных структурных подразделений - филиалов и представительств**.
4. Филиал образовательного учреждения осуществляет свои функции в установленном
порядке.
5. В целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения, помощи
в освоении образовательных программ непосредственно по месту их работы и месту
жительства высшее учебное заведение вправе осуществлять консультации, текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения
штатных научно-педагогических работников высшего учебного заведения на основе
учебно-материальной базы представительства***.
Указанная деятельность осуществляется с согласия органа управления образованием
субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории
которых находится представительство.
6. Образовательное учреждение может реализовать одну или несколько образовательных
программ с использованием в частичном или полном объеме дистанционного обучения.
По отдельным направлениям (специальностям)**** и профилям программ
дополнительного профессионального образования может вводиться ограничение на
их освоение с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
Образовательные программы признаются реализуемыми с использованием в полном
объеме дистанционного обучения в том случае, если не менее 70% объема часов
учебного плана обучающиеся осваивают посредством дистанционных образовательных
технологий. При этом для образовательных программ высшего и среднего профессионального
образования посредством дистанционных образовательных технологии реализуется
не менее 80% объема часов общих гуманитарных и социально-экономических, математических
и общих естественнонаучных дисциплин.
Организация учебного процесса по очной форме получения образования с использованием
в полном объеме дистанционного обучения допускается с учетом установленных требований
к организации учебного процесса по данной форме получения образования.
7. Лицам, поступающим в образовательное учреждение на обучение по образовательным
программам, реализация которых осуществляется с использованием в полном объеме
дистанционного обучения, предлагается ознакомиться с этим условием под роспись.
8. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с
использованием дистанционного обучения, определяются законодательством Российской
Федерации в соответствии с той формой получения образования, на которую они
зачислены.
9. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса
дистанционного обучения используются следующие средства дистанционного обучения:
специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические
комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные
программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты,
учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи
по телекоммуникационным каналам связи.
10. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются
методически (дидактически) проработанные информационные базы данных дистанционного
обучения, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования,
по своему объему и содержанию соответствующие требованиям государственных образовательных
стандартов основных образовательных программ определенного уровня или требованиям
к содержанию дополнительных профессиональных образовательных
программ.
База данных дистанционного обучения включает в виде изданий на различных типах
носителей фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических
изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки
кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными
общественно-политическими изданиями; фонд научной литературы, представленный
монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной
программы.
11. При дистанционном обучении образовательное учреждение обеспечивает каждому
обучающемуся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основному
информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения
соответствующей образовательной программы или ее части.
С целью обеспечения доступа обучающихся к базам данных дистанционного обучения,
иным средствам дистанционного обучения в базовом образовательном учреждении,
филиалах, представительствах и индивидуально образовательное учреждение использует
средства телекоммуникации.
При отсутствии необходимых аппаратно-программных средств у обучающегося индивидуально
образовательное учреждение может предоставлять ему эти средства на условиях
и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.
12. При дистанционном обучении образовательное учреждение осуществляет научную
и учебно-методическую помощь обучающимся через консультации квалифицированных
преподавателей с использованием средств телекоммуникации.
13. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются образовательным
учреждением или традиционными методами, или с использованием электронных средств
(электронное тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию личности. Обязательная
итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.
14. Профессорско-преподавательский и преподавательский состав, осуществляющий
дистанционное обучение, может состоять из педагогических работников образовательного
учреждения, его филиалов, Проживающих в различных городах и населенных пунктах,
объединенных организационно и методически средствами телекоммуникаций, ведущих
образовательный процесс в филиалах и осуществляющих консультации, текущий контроль
успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме обучения
в представительствах в сетевом режиме с использованием телекоммуникационных
и иных средств, независимо от места нахождения педагогических работников.
15. Образовательное учреждение может по одной или нескольким реализуемым им
образовательным программам организовать образовательный процесс с использованием
в полном объеме дистанционного обучения в сети своих филиалов и осуществлять
консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся
по заочной форме обучения в представительствах, обеспечив единство образовательного
процесса.
16. Для подтверждения возможности реализации одной или нескольких образовательных
программ с использованием в полном объеме дистанционного обучения образовательное
учреждение' может обратиться в Минобразование России с заявлением о проведении
проверки такой готовности в соответствии со следующими и иными требованиями
настоящей методики:
наличие электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине
либо специальных кейсов (индивидуальных комплектов, учебно-методических материалов
с использованием мультимедийных средств);
наличие специальной корпоративной информационной системы документооборота (в
т.ч. электронного), полностью обеспечивающей администрирование образовательного
процесса;
наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной
среде;
наличие специальных (в т.ч. электронных) форм проверки знаний обучающихся.
В этом случае объем требований, предъявляемых к образовательным учреждениям,
при проведении проверки и порядок ее проведения устанавливаются Минобразованием
России с учетом типа образовательного учреждения и особенностей используемой
дистанционной образовательной технологии.
При организации проверки целесообразно участие государственных o органов управления
образованием субъектов Российской Федерации, а для образовательных учреждений
дополнительного профессионального образования - также федеральных ведомственных
органов управления образованием, в ведении которых находятся образовательные
учреждения.
Отсутствие подтверждения такой готовности не лишает образовательное учреждение
права реализовывать образовательные программы с использованием в полном объеме
дистанционного обучения.
17. Образовательное учреждение осуществляет в установленном порядке прием на
обучение по образовательным программам, переводы и отчисление обучающихся.
18. При организации дистанционного обучения целесообразно учет результатов учебного
процесса и внутреннее делопроизводство вести в электронном виде с применением
положений Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой
подписи".
Из образовательных учреждений дополнительного профессио-нального образования
Минобразование России может подтверждать готов-ность реализовать образовательные
программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения тех образовательных
учреждений, кото-рые находятся в ведении федеральных органов исполнительной
власти, а также иных образовательных учреждений дополнительного профессио-нального
образования по аккредитованным образовательным программам.
19. Количество и пропускная способность каналов телекоммуни-кации, оснащенность
учебного процесса специализированным и лабораторным оборудованием (как собственным,
так и арендованным), средствами доставки знаний обучающимся в образовательном
учреждении, филиалах и индивидуально должны в реальном режиме времени или в
записи обеспечивать возможность реализации дистанционного обучения.
20. Образовательное учреждение может обеспечивать полный объем аудиторной нагрузки
обучающегося по каждому направлению (специальности) подготовки с применением
занятий, имеющих дидактическое обеспечение для их проведения в телевизионных,
компьютерных, сетевых и других средах.
При этом все обучающиеся обеспечиваются учебными рабочими местами, оснащенными
для дистанционного обучения с учетом сменности.
Оснащенные учебные рабочие места обеспечивают обучающимся возможность доступа
к средствам дистанционного обучения и основным информационным ресурсам.
21. Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных и практических
занятий образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность участия
в этих занятиях реально, либо с применением дистанционного обучения (виртуальная
лабораторная работа или работа в лаборатории удаленного доступа).
22. В зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии образовательному
учреждению необходимо располагать набором специально оборудованных помещений,
обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии
с государственными образовательными стандартами. Все помещения и рабочие места
должны соответствовать установленным требованиям.
23. Образовательное учреждение обеспечивает обучающимся возможность прохождения
учебных и производственных практик, предусмотренных государственными образовательными
стандартами. Учебные практики обучающиеся проходят с применением традиционной
технологии и (или) дистанционного обучения. Производственные практики (включая
технологические и преддипломные) обучающиеся проходят, как правило, традиционно.
24. Образовательному учреждению рекомендуется организовывать профессиональную
переподготовку или повышение квалификации:
профессорско-преподавательского состава - для преподавания в новой информационно-образовательной
среде, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала - для работы с дистанционной
образовательной технологией в филиалах и представительствах, с объёмом обучения
не менее 72 часов и контроль за качеством обучения.
25. Для образовательного учреждения (филиала), реализующего образовательные
программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения, предельная
численность контингента обучающихся рассчитывается и фиксируется в лицензии
образовательного учреждения с учетом применяемой дистанционной образовательной
технологии.
________________________________
* Постановление Правительства
Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 "Об утверждении Типового положения
об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов" - Собрание законодательства Российской
Федерации от 03.07.1995 № 27, ст. 2580.
** Здесь и далее понятие "представительство" образовательного учреждения относится исключительно к представительствам высших учебных заведений.
*** Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 № 264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем образовательном учреждении) Российской Федерации" - Собрание законодательства Российской Федерации от 16.04.2001 № 16, ст. 1595.
**** Из числа тех, по которым получение высшего профессионального образования в форме экстерната не допускается.